Самое нелепое IPO 2020 года или как пандемия изменила рынок доставки еды

Самое нелепое IPO 2020 года или как пандемия изменила рынок доставки еды

Бум рынка поддержал IPO

Крупнейший в США сервис по доставке еды DoorDash провел успешное размещение на бирже. В первые минуты торгов цены подскочили на 80%.

Компания выбрала удачный момент листинга — скачок спроса на доставку еды подкрепил оптимизм инвесторов при IPO. Выручка DoorDash в этом году выросла более чем втрое, а чистые убытки заметно сократились.

По состоянию на октябрь DoorDash занимала 50% рынка США, обогнав UberEats, GrubHub и Postmates, говорится в документах компании.

Тем не менее эксперты называют эту модель общепита несовершенной. Прибыльность для таких компаний была недостижима до пандемии, а комиссионные, доходящие порой до 30%, часто подвергаются критике и подрывают маржинальность ресторанов.

Все эти факторы оставляют больше вопросов, чем ответов. Один из аналитиков даже назвал биржевой взлет DoorDash “самым нелепым IPO 2020 года”.

Компания доставки еды меняет правила игры

Just Eat, одна из крупнейших в мире компаний по доставке еды, пересмотрела трудовые отношения с курьерами. Вместо фиксированной ставки за один заказ доставщикам будет оплачиваться полный или неполный рабочий день. Также предусмотрен контрактный вариант взаимодействия.

Курьеры будут иметь право на минимальную заработную плату, отпуск, пособие по болезни, пенсионные взносы и другие льготы.

Пока это единственный из крупных игроков этого рынка в Европе, кто пошел на улучшение правового статуса работников.

«Мы крупная транснациональная корпорация с довольно большими деньгами, и мы хотим застраховать свой персонал. Мы хотим быть уверены, что у них есть льготы, что мы платим налоги с рабочих».

Джитсе Гроен, основатель

Ожидается, что этот шаг изменит подход и других крупных игроков рынка. Однако, представитель Deliveroo [британская сеть, поддерживаемая Amazon, может выйти на IPO в следующем году] говорит о том, что более 80% курьеров ценят именно возможность выбирать, где и когда работать. Модель трудоустройства по найму не позволит им уже так легко распоряжаться своим временем.

Как чувствует себя рынок доставки еды в России?

В России наибольшее развитие получили сервисы Delivery Club, проекты Яндекса (Еда и Лавка), и “Самокат”. При этом Delivery Club и “Самокат” принадлежат к одной экосистеме Сбербанка.

Как сообщает РБК, за 2019 год оборот российского рынка доставки еды увеличился на 25,3%, до 175,8 млрд руб., а по итогам 2020 года ожидается рекордный рост сегмента на 47%.

Несколько другие цифры приводит «Infoline-Аналитики»: по итогам 2020 года рынок экспресс-доставки продуктов, то есть в течение часа, вырастет до 30 млрд руб. с 700 млн руб., которые были в прошлом.

При этом Яндекс.Еда и Delivery Club не раз оказывались в центре скандалов. Месяц назад на их монополию пожаловались рестораны. У Delivery Club случилась уже не одна забастовка курьеров из-за системы штрафов.

На хлебный рынок рассчитывают и другие серьезные игроки. Например, крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group планирует начать доставлять еду из ресторанов в следующем году. Представитель компании пообещал более низкую комиссию в сравнении с конкурентами.

Службы доставки находятся на перепутье

Аналитик Forbes подробно разобрал в своей статье, почему такие компании как DoorDash, маловероятно когда-нибудь будут прибыльными. Он считает, что у сегмента, которому понадобилась глобальная пандемия, чтобы стать востребованным, нет шансов на стабильную прибыльность в будущем.

Кроме того, на рынке достаточно конкурирующих фирм, которые предлагают те же услуги практически на тех же условиях. И бизнес доставки выстроен таким образом, что компаниям не в чем искать конкурентные преимущества, а клиентам, по большому счету, все равно, где заказывать еду.

До пандемии сервисы по доставке еды изо всех сил пытались зарабатывать деньги в условиях жесткой конкуренции между собой и периодическими стычками с рабочими из-за неадекватной оплаты труда.

Маржа в бизнесе очень мала, и это вызвало волну консолидации среди крупных мировых игроков, в результате которой Grubhub в июне согласился на покупку Just Eat Takeaway.com NV за 7,3 миллиарда долларов, а Uber приобрел Postmates Inc. за 2,65 миллиарда долларов в рамках сделки в июле.

Несмотря на все высказывания аналитиков, Uber уверяет, что подразделение Eats сможет получить прибыль в 2021 году за счет расширения сервиса, а значительный рост, который сейчас переживает компания, сохранится и в дальнейшем.

Хорошие результаты демонстрирует и Grubhub — его продажи выросли на 54% за три месяца 2020 года (с июля по конец сентября), но насколько долго продлится подъем, неизвестно.

Есть куда расти и азиатскому рынку, считают его игроки. Компания Foodpanda, основанная в 2012 году в Сингапуре, в настоящее время работает более чем в 300 городах Азиатско-Тихоокеанского региона, доставляя еду и продукты, в сентябре запустилась в Японии.

По словам регионального директора Якоба Ангеле рынок доставки еды в Японии находится на начальной стадии по сравнению с Гонконгом и Тайванем. Поэтому у Foodpanda есть все шансы стать номером 1 в Японии, считает он.


Это интересно: 
 -> Центробанк впервые представил портрет частного инвестора. Инфографика
 -> Хотите стать трейдером? Вот десять дельных советов
 -> Дальнейший рост фондового рынка за индивидуальными историями

Возврат к списку


Материалы по теме:

Получите консультацию в инвестицинной компании Фондовый Капитал