Скованные одной цепью. Как туризм, авиакомпании и производители самолетов переживают кризис

23.04.2020

Скованные одной цепью. Как туризм, авиакомпании и производители самолетов переживают кризис

Авиакомпании находятся в центре цепочки генерирования прибыли, которая обеспечивает около 65,6 миллиона рабочих мест по всему миру. Каждое из 2,7 миллиона рабочих мест в авиакомпаниях поддерживает еще 24 рабочих места в экономике.

Как чувствуют себя три наиболее взаимосвязанные сферы — туризм, авиаперевозки и производители самолетов — и какие у них перспективы после кризиса.

Туризм остановлен, но быстро вернется

В марте президент Всемирного экономического форума Булуд Багчи оценивал потери мировой туриндустрии в 1 триллион долларов по итогам 2020 года. Потерять работу в этой сфере могут до 50 миллионов человек.

Эксперты отмечают, что после окончания пандемии туристическая отрасль претерпит изменения. В первую очередь, временно сократится количество поездок в Китай, Испанию и Италию.

Также могут возникнуть новые стандарты для путешествий. К примеру, туристы будут готовы доплачивать, чтобы соблюдалась социальная дистанция, снижающая риск заражения чем-либо.

Профессор Джозеф Чир из Центра по исследованию проблем туризма японского Университета Вакаяма считает, что туристическая индустрия должна быстро восстановиться, как это было в прошлые кризисы.

Прибыль авиакомпаний снизится на 55% в текущем году

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта ущерб авиационной отрасли из-за эпидемии коронавируса может составить 314 миллиардов долларов в 2020 году. Это значит, что доходы авиакомпаний сократятся на 55% по сравнению с 2019 годом.

В мире примерно 26 000 коммерческих самолетов, и около 17 000 из них сейчас припаркованы в аэропортах и простаивают.

Одной из первых жертв эпидемии стала британская авиакомпания Flibe, которой еще в марте пришлось заявить о закрытии. Резкое падение спроса оказалось последней каплей для авиаперевозчика с сорокалетней историей.

В России авиакомпании вынуждены сокращать количество рейсов, как и другие по всему миру. На днях “Аэрофлот” впервые за всю историю потерял лидерство на рынке, уступив S7 по количеству перелетов в день.

Из-за сложной экономической ситуации компания может отказаться от выплаты дивидендов за 2019 год.

В США десяти авиакомпаниям пришлось согласиться на сделку с правительством, чтобы выдержать значительное сокращение полетов. Администрация выделит перевозчикам 25 миллиардов долларов, 30% из которых необходимо будет вернуть в течение десяти лет.

Кроме того, авиакомпании должны сохранить 90% штата до сентября, приостановить выкуп акций и выплату дивидендов, а также ограничить зарплату руководителям в ближайшие два года.

Представители авиакомпаний отмечают, что полная остановка перелетов — катастрофична для отрасли. И дело даже не в финансовой прибыли, а в том, что запустить весь механизм после полной остановки будет очень сложно.

Понимая все возможные риски как никто другой, глава аэропорта “Хитроу” Джон Холланд-Кей начал переговоры с аэропортами в Европе, США и Китае, чтобы разработать совместный стандарт отрасли для перемещений во время эпидемии.

Холланд-Кей считает, что совместными усилиями можно выработать правила, которые позволят соблюдать пассажирам необходимую дистанцию. Безусловно, это поднимет цены на билеты, так как самолеты будут полупустыми, но зато повысит в разы спрос на авиаперелеты:

«Если мы сможем сделать аэропорты безопасными местами для входа и выхода, это будет ключом к возобновлению работы авиации. Нам нужно защитить способность летать для нормальных трудолюбивых людей».

Производители самолетов останутся на плаву

Компания Boeing намерена возобновить работу сборочных линий на этой неделе, но спад на рынке авиаперевозок означает, что авиакомпании попросту не нуждаются в новых самолетах.

«Если вы — авиакомпания, ваша последняя задача в эти дни — покупать самолеты, ваша основная задача — выживание».

Рон Эпштейн, специалист по аэрокосмической отрасли в Bank of America Merrill Lynch

В этом году у Boeing уже 196 отмененных заказов на новые самолеты и еще 160 заказов отложены на неопределенный срок. И если большинство отмененных заказов приходится на модель 737 MAX, которая остановлена с марта 2019 года после двух крушений, то отложенные заказы — это уже последствия пандемии.

Эксперты отмечают, что у Boeing есть еще резерв заказов на тысячи самолетов и вряд ли он растеряет их все, но существует риск, что авиакомпании отложат покупки на несколько лет.

Дела у Airbus немного лучше, чем у Boeing, так как над компанией не висит дополнительный негатив из-за неудавшегося самолета. Тем не менее производитель объявил на днях, что сокращает планы по производству коммерческих самолетов на треть.

Из-за пандемии Airbus смог доставить только 122 из 182 самолетов, построенных в этом квартале.

Для Airbus и Boeing коронавирус может иметь краткосрочный негативный эффект. У обоих производителей огромные резервы заказов. Даже если они сократятся на 30-40%, компании все равно будут загружены в ближайшие несколько лет, а за это время спрос должен восстановиться.



Это интересно: 
 -> Когда авиакомпании смогут расправить крылья?
 -> Эксперты подтверждают цену на нефть в 55 долларов за баррель
 -> Новый товарный бычий цикл и еще 9 тем, которые будут волновать инвесторов в 2021 году

Возврат к списку


Материалы по теме:

Получите консультацию в инвестицинной компании Фондовый Капитал