Справятся ли автопроизводители с кризисом? Спойлер: шансы высоки

Справятся ли автопроизводители с кризисом? Спойлер: шансы высоки

В автомобильной промышленности занято 14 миллионов человек по всей Европе и 8 миллионов в США. Это не только сотрудники автопроизводителей, но и работники дилерских центров, а также поставщики.

Сможет ли столь большая отрасль перезапуститься после вынужденной остановки, и что для этого необходимо сделать?

(источник pixabay.com)
(источник pixabay.com)

Как автопроизводители пережили кризис 2008-2009 годов

Наиболее подготовленными к кризису 2008 года оказались руководители Renault. Видя, как ухудшается с каждым днем ситуация в США, они приняли решение изменить бизнес-модель в Европе, где дела пока шли неплохо. Компания уволила часть сотрудников, снизила субподрядные расходы и заморозила некоторые разработки.

Благодаря государственной помощи и стимулированию, европейская автомобильная промышленность справилась с кризисом.

Зато США пришлось спасать крупнейших производителей — General Motors и Chrysler, которые оказались на грани банкротства. Эксперты настоятельно рекомендовали правительству взять под свой контроль эти две компании.

General Motors и Chrysler были доведены до банкротства и рефинансированы, что обошлось правительству в 80 миллиардов долларов.

Как сейчас чувствует себя автоиндустрия?

В первой половине февраля регистрация новых автомобилей в Китае снизилась на 92% в годовом исчислении, но уже в первой половине марта цифры восстановились до оптимистичных 47%.

В марте продажи автомобилей в Великобритании сократились на 44,4% в годовом исчислении. Спад продаж в Германии немного меньше — 38%. Во Франции продажи автомобилей в марте упали на 72%.

Интересно, что в России продажи автомобилей выросли на 23% из-за обвала рубля — те, у кого была возможность, решили не откладывать покупку машины, чтобы успеть до подъема цен.

Некоторые автопроизводители уже получили первый раунд помощи. Например, автомобильный концерн Daimler договорился о предоставлении кредитной линии на 12 миллиардов евро в дополнение к кредиту на 11 миллиардов евро со сроком действия до 2025 года.

Как автомобильной отрасли выбраться из кризиса?

Ксавье Моске был одним из двадцати экспертов, которые консультировали Барака Обаму по автомобильной промышленности во время кризиса 2008-2009 годов. Моске считает, что кризис из-за коронавируса не похож на ситуацию десятилетней давности.

У автопроизводителей было несколько непростых лет и до 2008 года. Нынешний же кризис происходит в момент, когда дела у большинства представителей автоиндустрии идут хорошо.

Кроме того, прошлый кризис был продолжительным по времени. Тот кризис, который мы наблюдаем сегодня, может так же быстро закончиться, как и начался. История показывает, что кризисы, связанные со здравоохранением имеют V-образную или U-образную структуру, а по характеру глубже, но короче. Ситуация на мировых площадках позволяет предположить, что сейчас мир переживает что-то похожее.

Говоря о мерах, которые необходимо предпринять в нынешней ситуации для автоиндустрии, Моске выделяет следующие важные шаги:

В первую очередь необходимо поддержать тех, кто временно остался без работы. Если не оказывать должной помощи сотрудникам во время нынешнего вынужденного простоя, можно спровоцировать социальный кризис, а это, по мнению Моске, намного хуже, чем падение продаж.

Второй важный шаг — это выдача автопроизводителям кредитов, чтобы они могли рассчитаться с поставщиками. Сами они этого сделать не в состоянии, так как не накоплен достаточный размер прибыли.

(источник pixabay.com)
(источник pixabay.com)

Еще одна мера, которая может помочь автоиндустрии, это дополнительные субсидии для тех, кто хочет поменять старый автомобиль на новый. Учитывая желание ЕС сократить количество выбросов углекислого газа, подобная программа может быть вдвойне выгодной.

Во-первых, она будет дополнительным стимулом для смены автомобиля, а во-вторых, позволит привлечь больше автовладельцев к “зеленым” технологиям. Кроме того, автопроизводители получат прибыль в наиболее затратном для себя сегменте — производстве электромобилей.

Ксавье Моске считает, что ЕС придется пересмотреть штрафы за выбросы углекислого газа, которые действуют сейчас, а также всю долгосрочную программу по их сокращению (она рассчитана до 2050 года).

В сложившейся ситуации производители не могут управлять продажами настолько, чтобы вписаться в установленные рамки по норме выбросов.

Какие прогнозы дают аналитики?

IHS Markit прогнозирует, что мировые продажи электромобилей упадут на 12%. Во время кризиса 2008-2009 года снижение составило 8%.

Ожидается, что продажи легковых автомобилей в Западной и Центральной Европе сократятся на 14%, в США — на 15%, а Китае — на 10%.

Консалтинговая компания AlixPartners сформулировала сразу три возможных сценария:

1) После двух-трех месяцев перерыва будет быстрое восстановление. В результате продажи в Китае сократятся от 7 до 10 процентов; в то время как Европа и США снизятся на 10-15%. Глобальный спад продаж составит от 9 до 13 процентов. Этот сценарий предполагает, что заводы будут запущены через три-четыре недели после остановки. Пока такое развитие событий видится наименее вероятным.

2) Глобальные продажи автомобилей снизятся на 16 процентов в этом году, так как производства останутся закрытыми на протяжении двух-трех месяцев. Быстрого восстановления рынка не будет. В результате продажи автомобилей в Китае падают на 8-12% и снижаются как минимум на 20% в Европе и США. Производителям придется обращаться за дополнительной помощью.

3) Третий сценарий — самый пессимистичный. Глобальная рецессия наступит в 2020 и 2021 годах, а мировые продажи автомобилей упадут на 22 процента, что обусловлено снижением на 25 процентов в Европе и США и снижением на 15 процентов продаж в Китае. В этом сценарии потребители, испытывающие нехватку денежных средств, откладывают покупки автомобилей, в результате чего некоторые автопроизводители и поставщики уходят с рынка, как это было в 2008-09 годах.

Предположить, какой именно сценарий реализуется, пока невозможно, так как большая часть Европы до сих пор находится под замком. Остается только надеяться, что автопроизводители извлекли уроки из прошлого кризиса.

Многие из них сформировали достаточный объем денежных средств, а также намного лучше научились ими управлять.

(источник pixabay.com)
(источник pixabay.com)

«Большое различие между кризисом сейчас и 10-летней давности заключается в том, что рынки капитала очень ликвидны, а процентные ставки очень низкие, поэтому я почти уверен, что мы не увидим денежного кризиса», — сказал главный финансовый директор Porsche Лутц Мещке.



Это интересно: 
 -> МВФ призвал мир объединиться, чтобы избежать затяжной рецессии
 -> Почему мы не умеем копить на черный день и как это исправить?
 -> “Пандемия навсегда изменила фондовые рынки”. Ведущий аналитик Уолл-стрит о нынешней ситуации прогнозах на будущее

Возврат к списку


Материалы по теме:

Получите консультацию в инвестицинной компании Фондовый Капитал